Как спасти памятники деревянной архитектуры

Как спасти памятники деревянной архитектуры

Деревянные храмы Каргополья привлекают к себе туристов, исследователей, находясь даже в аварийном состоянии. Всем понятно, что эти памятники архитектуры необходимо сохранять и оберегать. Но как это сделать? О проблемах реставрации памятников деревянного зодчества мы поговорили с участником прошедшей в августе музейной конференции, архитектором-реставратором Центральных научно-реставрационных мастерских из Москвы, кандидатом архитектурных наук Андреем Бодэ.

— Андрей Борисович, что представляет собой Каргополь и Каргополье с точки зрения архитектора?

— Каргополь — уникальный город. На Севере таких хорошо сохранившихся исторических города три: Великий Устюг, Сольвычегодск и Каргополь. В нем очень рано началось каменное строительство. После того как был построен первым Христорождественский собор, все остальные храмы строились по его образцу. Благодаря чему город сохранил цельную картину древнерусского зодчества. В этом его отличие от других городов. Кроме того, Каргополье славится сосредоточением памятников деревянного зодчества, что тоже уникально. Деревянное зодчество — одно из направлений, определяющих колорит русской культуры.

— Каковы основные проблемы при реставрации памятников деревянного зодчества?

— В нашей стране, несмотря на утраты, сохраняется огромное количество памятников. Наше российское деревянное наследие грандиозное по мировым масштабам. И не только по количеству, но и по территории распространения, и по качеству. Ни в одной стране мира больше такого нет. Сложнейшие бревенчатые сооружения являются уникальными и одновременно хрупкими, уязвимыми. Сейчас они, в силу сложившейся действительности, попросту исчезают. Остановить их исчезновение невозможно. В год государство выделяет средства на восстановление только нескольких памятников. Это единицы, а памятников, которые нуждаются в реставрационных работах, сотни. Каждый год один-два памятника спасают, один-два погибает. Министерство культуры, как правило, поддерживает большие многомиллионные проекты реставраций. Но существует проблема их реализации. Часто контракты выигрывают организации, которые являются посредниками, сами работы они не выполняют. Иногда посредники нанимают еще одних посредников, и так далее. Эта многоступенчатость значительно снижает качество производимых работ. Конечный продукт, который мы получаем, не соответствует тем деньгам, которые вложены. Опять же контракты выигрывает тот, кто сделает быстрее, дешевле. А это тоже неправильно. Торопиться нельзя. Реставрацию дешево и быстро выполнить невозможно. Это тяжелый, кропотливый труд. Часто во время реставрации открываются новые проблемы, не предусмотренные в проекте, требующие дополнительных работ и затрат, а у госконтрактов, как правило, существуют определенные сроки. Еще одна проблема: условия госконтракта не предполагают развития базы профессиональных кадров, обучение плотников.

Это все касается только памятников федерального значения. Региональные и муниципальные памятники вообще обречены, на них никто не выделяет средств. Здесь я вижу один перспективный путь — это то, что происходит последние лет десять, когда над сохранением памятников работают инициативные и общественные группы людей. Такие работы, например, проводились в Красной Ляге (общественный проект), предполагается провести их и в Большой Шалге (личная инициатива Арсения Миронова — директора Российского научно-исследовательского института природного и культурного наследия имени Д.С. Лихачева). Под Каргополем много часовен, которые восстанавливались подобным способом: на них под руководством профессионала работали волонтеры. И в большинстве случаев работы были удачными. Мне кажется, это единственный возможный путь сохранения таких объектов. В том же ключе необходимо действовать и в Ошевенске. Конечно, при грамотной организации дела.

— Как относитесь к постройке под старину храма в честь Пахомия Кенского в Архангело? И к работе волонтеров на храме Николая Чудотворца 1670 года постройки в Волосове?

— Церковь Пахомия Кенского — это достойный пример нового строительства, выдержанного в древних традициях. Что касается работы волонтеров в Волосове, то здесь тоже все сделано грамотно. Храм задышал. Расчищены кусты, деревья, убран мусор. Сделана основная первичная работа. Дальше необходимо выполнить консервационное перекрытие и укрепляющие сжимы на стенах. В таком виде храм может стоять очень долго.

— Все ли памятники стоит восстанавливать? Некоторые почти полностью разрушены. Например, мост в Тихманьге посчитали памятником, хотя он построен в советское время и от него почти ничего не осталось.

— Есть, конечно, разрушенные памятники, которые для нас потеряны. Но стоит произвести хотя бы обследование и архитектурные обмеры руин. Что касается моста, то подобные сооружения даже в советское время строили по тому же принципу, что и в XIX веке (та же конструктивная схема). И правильно, что его объявили памятником. Это действительно памятник инженерного искусства.

— Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о музейной конференции.

— Любое серьезное мероприятие, посвященное культуре, необходимо только приветствовать. Это прежде всего привлечение внимания к проблемам ее сохранения и развития. На конференции озвучиваются результаты исследовательских работ, научных изысканий. Все это в совокупности поддерживает традиционную русскую культуру. Но возвращаясь к работе по сохранению наследия, надо сказать, что только при разумном, бескорыстном и хозяйском отношении к делу мы можем решить многие проблемы.

Источник
Tags:

Комментарии (0)

  • Нет комментариев.

Добавить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут осталять комментарии.

Новостные разделы